логотип

Вопросы- ответы

Вопрос : Какова процедура перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги оказанные с недостатками? Недостатки отражены в экспертном заключении и  не устранены. Какие документы и куда необходимо предоставить для перерасчета платы  за оказанные с недостатками жилищно-коммунальные услуги?

Ответ:  В соотвествии с абзацем седьмым статьи 6 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон)  потребитель имеет право на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг.

Порядок рассмотрения требований потребителя жилищно-коммунальных услуг в связи с неоказанием этих услуг либо оказанием  с недостатками установлен статьей 20 Закона.

 Так, в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре или указанную исполнителем потребителю иным способом. Соответствующее уведомление может быть сделано потребителем путем направления письменной претензии либо устного сообщения (заявки), в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации исполнителем либо аварийно-диспетчерской службой. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).

Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором. В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения, на земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

Работник исполнителя, прибывший на основании уведомления потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, составляет претензионный акт и при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение недостатков жилищно-коммунальной услуги.

Претензионный акт подписывается работником исполнителя и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает об этом запись в данном акте.

В случае подтверждения исполнителем факта оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе отказаться от такой услуги без возмещения исполнителю расходов на ее оказание, а если такая услуга уже оказана, вправе по своему выбору требовать возврата платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, если это возможно исходя из ее характера, либо уменьшения размера платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

Срок принятия решения по требованию потребителя о возврате платы за жилищно-коммунальную услугу, об уменьшении размера платы за жилищно-коммунальную услугу, оказанную с недостатками, не может превышать семи календарных дней со дня предъявления соответствующего требования. Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон.

  В случае, если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи с оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, а также в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения  перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые с недостатками или непредоставленные потребителю, указанные в акте независимой проверки (экспертизы), производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о проведении проверки качества жилищно-коммунальной услуги.

Перерасчет платы в случаях оказания коммунальных услуг, входящих в состав основных жилищно-коммунальных услуг, с недостатками производится:

при несоответствии качества питьевой воды установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения. При этом размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 10 процентов на период предоставления данной услуги с недостатками;

при температуре горячей воды менее 60 °С - для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50 °С - для закрытых систем свыше трех суток подряд. За каждый 1 °С снижения температуры горячей воды размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5 процентного пункта на период предоставления услуги с недостатками;

при отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов. При этом размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15 процентного пункта за каждый час предоставления такой услуги с недостатками;

при температуре воздуха в жилом помещении свыше одних суток ниже +18 °С.

При оказании услуг по техническому обслуживанию жилого дома с недостатками (не в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, иного законодательства, условиями договора) перерасчет платы производится исходя из удельного веса стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за техническое обслуживание жилого дома, количества полных календарных дней нарушения и количества календарных дней в месяце (пункт 8 Положения).

 Для перерасчета платы за оказанную с недостатками жилищно-коммунальную услугу необходимо письменно обращаться в организацию, осуществляющую начисление платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги по месту нахождения жилого помещения, приложив к обращению экспертное заключение.

 

 

Вопрос: Имеет ли право на приватизацию служебной квартиры гражданин, которому данная квартира была предоставлена после 8 апреля 2006 года взамен ранее занимаемой служебной квартиры  в связи с увеличением состава его семьи? Наниматель проработал в организации, предоставившей служебное жилье, более 10 лет.

Ответ: В соответствии с подпунктом 8.3 пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. №128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда» (далее – Указ №128), служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные в установленном порядке до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. №565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (вступил в силу с 8 апреля 2006 года), передаются по письменным заявлениям в собственность на возмездной основе в соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда  нанимателям жилых помещений по договорам найма служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, прекратившим трудовые отношения или состоящим в трудовых отношениях с организацией, предоставившей данные помещения, при условии, что на дату подачи заявления они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и не подлежат выселению из этих помещений без предоставления им других жилых помещений, так как проработали в организации, предоставившей служебное жилое помещениегосударственного жилищного фонда, независимо от его принадлежности, не менее 10 лет. 

С учетом вышеизложенной нормы Указа № 128 служебные жилые помещения должны были быть предоставлены в установленном порядке. Порядок предоставления служебных жилых помещений был установленстатьями 91 - 95 Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года (далее – ЖК 1999 года).

Согласно части первой статьи  94 ЖК 1999 года служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти жилые помещения, если иное не предусмотрено другими актами законодательства Республики Беларусь.

При этом, согласно статье 53 ЖК 1999 года жилые помещения предоставлялись гражданам:

в домах коммунального жилищного фонда - по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе, или по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета;

в домах республиканского жилищного фонда - по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.

Как следует из содержания вопроса,  наниматель проживал в служебной квартире, но при этом состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ему в вышеуказанном установленном порядке было предоставлено другое служебное жилое помещение. При этом решение о предоставлении конкретного служебного жилого помещения, указанного в  вопросе, было принято после 8 апреля 2006 года.

Кроме того, из буквального содержания нормы пункта  8 Указа № 128 следует, что передаются в собственность непосредственно те служебные жилые помещения, которые предоставлены в установленном порядке до 8 апреля 2006 года.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для передачи в собственность служебного жилого помещения, предоставленного после 8 апреля 2006 года, не имеется.

 

Вопрос: Об оказании содействия в получении правоустанавливающих документов на жилое помещение в блокированном жилом доме, объект незавершенного строительства.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2002 г. № 603 «О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» установлено, что Государственный комитет по имуществу является специально уполномоченным органом государственного управления в Республике Беларусь в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» данного Государственного комитета — республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 371 «О передаче ряда унитарных предприятий (имущественных комплексов) из коммунальной собственности областей и города Минска в республиканскую собственность и о внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1591» предусмотрено принятие в республиканскую собственность предприятий регистрации и технической инвентаризации недвижимости (областных и г. Минска) и подчинение их Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь (правопреемник — Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 июля 2010 г. № 388 «О порядке распоряжения государственным жилищным фондом» и постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2010 г. № 1695 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2010 г. № 388» (далее — постановление № 1695) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь сообщает, что объектами отчуждения (в том числе, продажи) по вышеназванному Указу и постановлению № 1695 могут выступать не завершенные строительством жилые дома (квартиры), то есть объекты строительства, создание которых в качестве жилых помещений разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено. При этом согласно Порядку подготовки проектов решений о распоряжении жилыми помещениями республиканского жилищного фонда, утвержденному постановлением № 1695, при осуществлении всех видов сделок по распоряжению жилыми помещениями республиканского жилищного фонда (к примеру, отчуждении) не завершенных строительством жилых домов (квартир) необходим документ, подтверждающий осуществление строительства за счет средств юридического лица (в данном случае — балансодержателя объекта).

 

Вопрос: О выдаче домовых книг взамен утраченных и восстановлении произведенных записей.

Согласно части третьей пункта 12 ранее действовавшей Инструкции об организации работы по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания и снятию их с регистрационного учета, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 299, выдача домовых книг взамен утраченных и восстановление произведенных записей производилось на основании сведений из адресно-справочных бюро о количестве зарегистрированных лиц в домовладении, а также при предоставлении паспортов граждан Республики Беларусь (далее — паспорт), видов на жительство.

Следовательно, в изложенных в обращении ситуациях, необходимо обращаться в адресно-справочное бюро.

Кроме того, гражданам, у которых утеряны домовые книги, следует выдавать справки с примечанием, что сведения указанные в справке записаны со слов заявителя.

 

 

Вопрос: О предоставлении служебного жилого помещения.

 В соответствии с пунктами 39 и 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 (далее — Положение), жилые помещения в домах государственного жилищного фонда (за исключением жилых помещений коммерческого использования) предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей, как правило, в виде квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, в частности, в жилых домах коммунального жилищного фонда — по решению местного исполнительного и распорядительного органа, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, или по совместному решению администрации государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения, и профсоюзного комитета, принятому при участии, общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии).

Государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Положением, иными законодательными актами, а также коллективными договорами.

Государственные сельскохозяйственные организации, имеющие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения и (или) осуществляющие строительство (реконструкцию) жилых помещений, реконструкцию объектов под жилые помещения для работников сельскохозяйственных организаций и организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающих и работающих в сельской местности и состоящих в соответствующей (сельскохозяйственной) организации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют этим работникам жилые помещения в соответствии с Положением, коллективными договорами и иными законодательными актами.

Возможность предоставления служебного жилого помещения работникам предприятия во внеочередном порядке, к примеру, в связи с признанием жилых домов (жилых помещений) не соответствующими санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания, должна быть оговорена в коллективном договоре предприятия (либо в коллективном договоре должны быть указаны иные основания, позволяющие работнику предприятия получить служебное жилое помещение во внеочередном порядке).

Понятие исключительного права на получение жилых помещений государственного жилищного фонда (в том служебных жилых помещений) законодательством не предусмотрено.

В соответствии с Положением граждане из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения которых вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стали непригодными для проживания, включаются в отдельные списки учета, а, следовательно, имеют право на получение жилья социального пользования во внеочередном порядке.

 

 Вопрос: С какого времени кооператив имеет право на получение бюджетных ассигнований на возмещение части затрат по техническому обслуживанию жилого дома и оказанию коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде?

Общий порядок выделения бюджетных ассигнований на возмещение части затрат по техническому обслуживанию жилого дома и оказанию коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, определен Инструкцией по планированию, распределению и контролю за бюджетными ассигнованиями, выделяемыми на возмещение части затрат на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, проживающему в не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищном фонде, ежегодно принимаемой министерством на очередной финансовый год (на 2012 год данная инструкция утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 7, на 2013 год — постановлением министерства от 12 февраля 2013 г. № 3). Так, в частности, согласно пункту 12 Инструкции по планированию, распределению и контролю за бюджетными ассигнованиями, выделяемыми в 2013 году на возмещению части затрат на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 февраля 2013 г. № 3, возмещению подлежат фактические убытки текущего финансового периода (разница между фактическими затратами и начисленными доходами по оплате населением за жилищно-коммунальные услуги по фиксированным тарифам и другими собственными доходами, участвующими в расчете) по жилищно-коммунальным услугам для населения, проживающего в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, но не выше нормативов на убытки, определяемые местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с вышеназванной Инструкцией. При определении фактических убытков, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, учитываются прочие начисленные собственные доходы (за минусом всех обязательных налогов, сборов и отчислений) организаций — балансодержателей жилищного фонда либо специализированных организаций, в обязательном порядке направляемые на возмещение части затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в данном жилищном фонде. Право на получение бюджетных ассигнований для возмещения части затрат по техническому обслуживанию, жилого дома и оказанию коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, у организации (ЖСПК, товарищества собственников и иной организации, самостоятельно осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги) возникает не с момента ввода жилого дома в эксплуатацию, а с момента ее создания с последующим оказанием жилищно-коммунальных услуг гражданам. В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования (в том числе, некоммерческих организаций) определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.

 

ВОПРОС: О применении Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 75 «О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек».

В целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением льготных кредитов, предусмотренных Указом № 75, в части предоставления таких кредитов участникам долевой собственности Минжилкомхозом в адрес облисполкомов и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» направлено письмо от 26 июля 2013 г. № 02-01-05/553. Учитывая целевое назначение льготных кредитов (капитальный ремонт и реконструкция жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек), предоставление кредита на ремонт (реконструкцию) определенной части (доли) жилого помещения, за исключением случаев, если доля выделена в виде изолированного жилого помещений, невозможна. В этой связи, исходя из общих требований гражданского законодательства льготный кредит на строительство (реконструкцию) жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности, может быть предоставлен одному участников долевой собственности. При этом между участниками долевой собственности должны быть письменно определены порядок получения, использования и возврата кредита. Принимая во внимание одноразовость предоставления льготного кредита, остальные участники долевой собственности должны оформить письменный отказ от использования льготного кредита в последующем. Такой же порядок может быть применен при предоставлении льготных кредитов на финансирование проектирования и строительства объектов газораспределительной и внутридомовой систем в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368 «О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан».

 

ВОПРОС: О некоторых вопросах приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 134 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) объектами приватизации жилых помещений являются жилые помещения государственного жилищного фонда. В соответствии со статьей 10 ЖК государственный жилищный фонд включает в себя: республиканский жилищный фонд — часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь); коммунальный жилищный фонд — часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Согласно статье 124 Гражданского кодекса Республики Беларусь Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений — физическими и юридическими лицами. При этом республиканская и коммунальная собственность включает имущество, закрепленное за республиканскими или коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ЖК жилые помещения включаются в состав государственного жилищного фонда после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда обязаны обеспечивать государственный учет жилых помещений (абзац шестой статьи 9, пункт 8 статьи 12 ЖК). Таким образом, для осуществления процедуры приватизации жилого помещения государственного жилищного фонда, данное жилое помещение должно быть в установленном порядке зарегистрировано в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В настоящее время в связи с предстоящими изменениями законодательства, активизировался завершающий этап приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда. По информации Госкомимущества в настоящее время в республике имеется большое количество жилых помещений, находящихся в государственной собственности, не зарегистрированных в установленном порядке в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Приватизация жилых помещений государственного жилищного фонда, не зарегистрированных в установленном порядке, нарушает требования законодательства и впоследствии может повлечь признание договоров приватизации недействительными. Принятие решений о приватизации таких жилых помещений государственного жилищного фонда также повлечет отказ в регистрации прав на приватизируемое жилое помещение, что в свою очередь затягивает сроки приватизации и нарушает права и интересы граждан. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 26 ЖК граждане и организации в области жилищных отношений обязаны обращаться в установленном порядке за государственной регистрацией прав на жилые помещения не позднее трех месяцев, если иной срок не установлен иными законодательными актами, со дня получения документов, необходимых для оформления прав на жилые помещения, или заключения гражданско-правовых договоров и в иных случаях. На основании статьи 6 Жилищного кодекса Республики Беларусь, в рамках осуществления единой государственной политики по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в области приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда, Министерство жилищно-коммунального хозяйства предлагает при работе с гражданами руководствоваться нижеследующим. 1. В случае изменения оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с изданными нормативными правовыми актами, необходимо принимать во внимание действие обратной силы нормативного правового акта. Так в соответствии со статьей 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Нормативные правовые акты, ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Например, положениями Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 346) было изменено основание нуждаемости в улучшении жилищных условий: обеспеченность общей площадью жилого помещения для граждан, проживающих в г. Минске, ранее составлявшая 15 м2 на одного человека, стала составлять 10 м2 на одного человека. В силу пункта 4 Указа № 346 граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 346 (10 августа 2011 г.) и изменяемым Указом № 346, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям. Таким образом, независимо от того, изменялся ли состав семьи гражданина, принятого на учет до 10 августа 2011 г., в том случае, если после указанной даты обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее 15 м2, данный гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пример: Гражданин с составом семьи 6 человек, проживающий в квартире 70 м2 был с 1 января 2010 г. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла менее 15 м2 на одного человека (на каждого члена семьи приходилось 11,7 м2 общей площади жилого помещения). В связи с выбытием в 2013 г. члена семьи, в квартире осталось проживать пять человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 14 м2. В силу п. 4 Указа № 346 данный гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, действовавшему на дату принятия его на учет. 2. В соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 (далее — Положение), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске — менее 10 м2) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске — исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе). Расчет общей площади жилого помещения с учетом Минского района применяется только при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по вышеназванному основанию (подпункт 3.1.2 пункта 3 Положения). Во всех других случаях площадь жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в Минском районе, не учитывается. Например, основание подпункта 3.1.11 пункта 3 Положения прямо предусматривает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору, заключенному в соответствии с законодательством, в населенном пункте по месту принятия на учет. Населенным пунктом в данном случае является г. Минск. Аналогичным образом применяются и другие основания нуждаемости, не устанавливающие иной порядок расчета общей площади, приходящейся на граждан, принимаемых на учет. 3. При принятии решений о приватизации служебных жилых помещений в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда» (далее — Указ № 128) следует принимать во внимание все основания, предусмотренные для передачи в собственность жилых помещений. Так, например, у гражданина может отсутствовать 10-летний стаж работы в организации, предоставившей служебное жилое помещение (абзац третий подпункта 8.3 пункта 8 Указа № 128). Вместе с тем, данный гражданин может относиться к лицам, имеющим право на трудовую пенсию по возрасту (в том числе на льготных условиях), а также за выслугу лет (абзац десятый подпункта 8.3 пункта 8 Указа № 128), что является основанием для приватизации служебного жилого помещения.

 

Вопрос: о предоставлении льготных кредитов

 В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 75 «О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек» (далее — Указ № 75) льготные кредиты на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек предоставляются открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» собственникам жилых помещений — трудоспособным гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения этих граждан в списки на получение льготных кредитов.

Постоянное проживание, в том числе для целей Указа № 75, подтверждается регистрацией по месту жительства.

Право на включение в списки на получение льготного кредита на капитальный ремонт и иные определенные Указом № 75 цели имеют граждане, постоянно проживающие (то есть зарегистрированные по месту жительства) и работающие в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек с учетом остальных требований, пр

Яндекс.Метрика