логотип

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

Разъяснение по вывозу, переработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон), статьей 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. услуга по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов относится к основным жилищно-коммунальным услугам, договор на оказание данной услуги является публичным.

Типовой договор на оказание услуг по вывозу от одноквартирных, блокированных жилых домов твердых коммунальных отходов, их обезвреживанию и переработке утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Согласно статье 18 Закона потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно.

При этом заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо ее неоказания.

Неоказание конкретному потребителю (или в отношении одного дома) услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов технически невозможно, так как организации жилищно-коммунального хозяйства оказывают данную услугу в населенном пункте на постоянной основе в соответствии с утвержденными схемами обращения с отходами. Так, организации ЖКХ на постоянной основе организуют оказание данной услуги и несут затраты с этим связанные (заработная плата рабочих, транспортные расходы и т.д.). При этом потребитель услуги имеет возможность ею пользоваться также на постоянной основе.

Порядок начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение).

До вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 233 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление) порядок начисления платы за услугу по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов в жилом помещении, в котором отсутствовали зарегистрированные по месту жительства граждане, определялся пунктом 52 Положения, в соответствии с которым плата за данную услугу начислялась исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

С принятием Постановления плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.

Данная норма обусловлена следующим.

Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами, или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений.

Таким образом, граждане, имеющие в собственности  жилые дома, не вправе отказаться от оказания услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных  отходов по следующим основаниям:

свои отходы потребления граждане обязаны размещать в санкционированных местах временного хранения (в контейнерах на специально оборудованных площадках или в специальных транспортных средствах);

предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами, в том числе их сбор и вывоз в санкционированные места размещения;

услуга по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов является основной жилищно-коммунальной услугой;

у исполнителя, организации жилищно-коммунального хозяйства, отсутствует техническая возможность на практике не оказывать названную услугу конкретному потребителю;

организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, обязаны осуществлять вывоз отходов, размещенных в несанкционированных местах.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с Законом отказ собственника жилого дома от его заключения не освобождает его от обязанности внесения платы за данную основную жилищно-коммунальную услугу.

Обращаем внимание, что, так как установление нормативов образования твердых коммунальных отходов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, министерством письмом от 18 февраля 2015г. № 06-19/341 предлагалось целесообразным рассмотреть возможность установления отдельного норматива образования твердых коммунальных отходов для жилых домов, находящихся в сельской местности, в которых отсутствуют зарегистрированные (проживающие) граждане, и которые используются в летний период в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей.

Со вступлением в силу с 1 января 2016 г. Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ) изменился состав основных жилищно-коммунальных услуг. При этом услуга по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов переименована в услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время нормативные правовые акты приводятся в соответствие с терминологией Указа.

Первый заместитель Министра                                                                                                                  О.Г.Поскробко


Минприроды осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, обеспечивает разработку и выполнение планов и мероприятий по обращению с отходами.

Совместно с территориальными органами Минприроды постоянно ведется работа по осуществлению государственного контроля за обращением с отходами, недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, по выявлению несанкционированных мест размещения отходов, а также проводятся анализ наличия утвержденных и согласованных в установленном порядке схем обращения с коммунальными отходами и оптимизация районных схем обращения с отходами.

В 2017 году объем образования отходов производства в Республике Беларусь составил 55,5 млн тонн. Из общего объема образования отходов производства наиболее значительный объем образования крупнотоннажных отходов: галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых – около 37,3 млн. т; фосфогипса – 713,85тыс. т.

Образование отходов производства на территории Беларуси происходит неравномерно. Без учета галитовых отходов, глинисто-солевых шламов и фосфогипса, 22,48 % отходов образуется на предприятиях, расположенных в Могилевской области; 19,57 % – в Минской; 17,94 % – в г. Минске; 13,72 % – в Гомельской; 13,41 % – в Гродненской; 8,5 % – в Брестской; 4,38 % – в Витебской области.

 При этом уровень использования отходов производства (без учета галитовых отходов и глинисто-солевых шламов) составляет порядка 

90 %. Необходимо отметить, что в 2017 году предприятиями республики проведено более 1400 мероприятий, направленных на сокращение объемов образования и (или) накопления отходов производства.

 Минприроды координирует работу по реализации в Республике Беларусь положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением.

В целях реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 27 июня 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011 – 2015 годах», стратегической целью которого являлось обеспечение охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей. В рамках реализации национального плана помимо прочих мероприятий было ликвидировано Слонимское захоронение непригодных пестицидов.

В настоящее время продпрограммой 3 «Обращение со стойкими органическими загрязнителями» государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 года № 205, утверждены к реализации ряд задач по безопасному обращению со стойкими органическими загрязнителями (формирование и совершенствование нормативной базы в области обращения со стойкими органическими загрязнителями; обращение с непригодными пестицидами, в том числе содержащими стойкие органические загрязнители, обращение с оборудованием, материалами и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы; создание химико-аналитической базы для выполнения измерений стойких органических загрязнителей и мониторинг их содержания в окружающей среде; мониторинг состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей; сокращение выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства и иное).

Во исполнение требований Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением, а также в связи с образованием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Минприроды принимает участие в выработке мероприятий по сближению мер нетарифного регулирования в экологической сфере (в части трансграничного перемещения отходов).

В рамках Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 Минприроды осуществляет выдачу разрешительных документов на трансграничное перемещение отходов.

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Минприроды осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1-3 класса опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

 

Поделиться:
Яндекс.Метрика